В последнее время происходит переоценка буддийского направления Дзэн. Его начинают воспринимать не как мистическое восточное вероучение, а как практику, приносящую реальные результаты. Мы начинаем эту серию статей о Дзэн, медитации и осознавании себя «здесь и сейчас» описанием знакомства Стива Джобса с практикой Дзэн.
Встреча Джобса с дзэнским монахом
5 октября 2011 года этот мир покинул один из гениальных людей. Билл Гейтс, основатель американской компании «Майкрософт», долгие годы конкурировавший с ним, с сожалением отозвался о его смерти: «Мало кто мог оказывать настолько сильное влияние. Его влияние будут ощущать ещё много поколений».
Это сильное влияние основателя компании «Эппл» Стива Джобса, о котором говорил Гейтс, заключается далеко не только в создании продуктов iPod и iPhone.
После его смерти вдруг оказался в центре внимания духовный наставник этого гения креативности Отогава Кобун (1938-2002), монах дзэнского направления Сото из преф. Ниигата, и разные журналы один за другим посвящали ему специальные выпуски. Отмечали, что за изысканной утончённостью Джобса, устранившего помехи, омрачающие ум, стоит практика Дзэн, а его манера одеваться в простую и функциональную одежду, джинсы и чёрные водолазки от Иссэя Миякэ, напоминает о самуэ, рабочей одежде дзэнских монахов.
Осознанность без примеси религиозности
ИТ-индустрия, изначально ориентированная на новизну и изящество, получила новый толчок от Дзэн Стива Джобса и компании массово начали включать Дзэн в программу обучения своих сотрудников. Интеллектуальная элита, захлёбывающаяся в огромном море информации, нашла в Дзэн и осознанности как одной из медитативных практик технологию управления информацией и своим сознанием. Это затронуло Google, Intel, IBM, Facebook, и коснулось даже Министерства обороны и Министерства сельского хозяйства США.
Благодаря Джобсу Дзэн стал восприниматься как что-то стильное, и новая волна увлечения дзэнской практикой, лишённой религиозного флёра и получившей название «осознанность» (mindfullness), прокатилась по Европе и Америке. В Японии пока ещё не полностью изгладился шок от действий «Аум Синрикё», но эта волна понемногу доходит и сюда, на родину Дзэн.
«Два Судзуки», рассказавшие о Дзэн в США
С чего же началось увлечение Джобса Дзэн? И чем Дзэн был для него?
Основателем направления Дзэн был монах Бодхидхарма (яп. Дарума), родившийся в Южной Индии и переехавший в Китай. В этом направлении буддизма Махаяны, включающем школы Сото и Риндзай, сидячая медитация является основной практикой самосовершенствования. В Китае это направление угасло во времена династии Мин (1368-1644), в Японию же его в период Камакура (1192-1333) привёз монах Догэн (1200-1253), ездивший в Китай. В период Муромати (1336-1573) Дзэн процветал под покровительством сёгунов Асикага, а после реставрации Мэйдзи (1868) «японский Дзэн» начал своё шествие по миру.
Обычно говорят, что Дзэн в США привезли «два Судзуки» — Судзуки Дайсэцу (1870-1966) и Судзуки Сюнрю (1905-1971). Первый занимался исключительно проведением лекций и писательством, второй же устраивал с американцами совместные медитации. Именно Судзуки Сюнрю был автором книги «Ум Дзэн — ум начинающего», с которой началось увлечение Джобса дзэнской практикой.
Джобс, которого вскоре после рождения отдали приёмным родителям, с юных лет погрузился в изучение духовных практик, в 19 лет бросил учёбу в колледже и месяц скитался по Индии — такие путешествия были вполне обычны у хиппи в те времена. После классической книги о духовном мире, «Будь здесь и сейчас» Рам Дасса, его по-настоящему увлекла книга Судзуки Сюнрю.
Тридцать лет общения с необычным монахом
Судзуки Сонрю и Джобс не сошлись характерами, но Отогаву, которого Сонрю пригласил в свой Зал для медитаций в Сан-Франциско, Джобс на протяжении тридцати лет почитал как своего учителя. Отогава не брил голову, как подобает монаху, был дважды женат и жил с разными женщинами, употреблял алкоголь и легко относился к деньгам, и вот к такому-то человеку, далёкому от привычного образа монаха, Джобс прикипел душой. Для Джобса, который сам ходил на лекции босиком, подолгу не принимал душ и в одиночестве проводил ночи на подработках, свободный в частной жизни и в мыслях Отогава имел, вероятно, особую притягательность.
Подарив Отогаве один из множества своих особняков, Джобс пропадал у него почти каждый день, но содержание их бесед так и останется тайной. Отогава в возрасте 64 лет утонул в Швейцарии в озере, когда пытался спасти свою пятилетнюю младшую дочь, которая тоже погибла. Говорят, получив неожиданное извещение о его смерти, Джобс был безутешен.
Дзэн как квинтэссенция маркетинга
Когда в Инамурагасаки сходишь с поезда, идущего из Камакуры к Эносиме, то чувствуешь здешнюю умиротворённую атмосферу. Здесь, в храме Иппоан, живёт настоятель Ямасита Рёдо, организующий медитации в разных странах мира и являющийся одним из активнейших популяризаторов японского буддизма в мире. Ему приходилось заниматься проповедью в Соединённых Штатах, и он рассказывает о том влиянии, которое оказал Дзэн на Джобса.
«Он совершенно не занимался маркетингом. Он углублялся в себя посредством сидячей медитации и тщательно выяснял, к чему он в действительности стремится. Поскольку он создавал то, что пришло к нему из глубин его сознания, эти товары обладали способностью затрагивать самые глубинные чувства людей. Поиски того, чего он на самом деле хочет — это, пожалуй, и было его важнейшее маркетинговое исследование».
В 2005 году на выпускной церемонии Стэнфордского университета Джобс выступил со знаменитой речью. В ней он сказал: «я каждое утро встаю у зеркала и спрашиваю себя: “Если мне завтра было бы суждено умереть, хотел бы я заняться тем, чем собираюсь заняться сегодня?” Если слишком много дней подряд я отвечал себе “нет”, я понимал, что надо что-то менять».Ямасита Рёдо продолжает: «Он говорит, что следует спрашивать себя каждый день, и делать именно то, что хочется в это время. Легко ведь ориентироваться на мнение людей и вести такую жизнь, при которой все будут тебя любить. Но Джобс поступал по-другому. Углублялся в себя и хотел иметь свою точку зрения, отличающуюся от привычной. Наверное, для этого он и практиковал сидячую медитацию».
Ямасита Рёдо хочет возродить и реформировать японский буддизм, введя в него «осознанность», появившуюся на Западе под влиянием японского Дзэн.
Наблюдение за дыханием и телом
«Осознанность» (mindfulness) — это английский перевод палийского слова сати, которое используется в буддийском каноне, бытующем на Шри Ланке, в Мьянме и других странах. Сати — это внимательность к «здесь и сейчас» (в переводах буддийских текстов на русский язык используется термин «памятование», — прим. перев.). В общем оно обозначает состояние, при котором человек по-настоящему осознаёт, что происходит с ним здесь и сейчас, и не отвлекается на мысли о прошлом или будущем. Можно сказать, что «осознанность» — то же, что медитация в буддизме, только лишённая религиозного оттенка. «Осознанность», похоже, станет очень популярной. Основные её особенности — это отсутствие религиозного содержания и то, что не нужно складывать ноги в позу лотоса, как это принято в сидячей медитации Дзэн. Суть заключается в сосредоточенном наблюдении за своим дыханием и телесными ощущениями, пускай даже на протяжении десяти или пяти минут. Важно не реагировать ни на что, просто наблюдать.
Благодаря тому, что «осознанность» избавлена от религиозного контекста, её вполне можно внедрять в производственное обучение. Используют её и в медицине, она помогает справляться с депрессиями и другими душевными недугами. Сообщали, что в Англии после введения этой практики в школах уменьшилось количество издевательств. Появились и различные приложения для смартфонов. Например, в одном из них можно устанавливать на определённый промежуток времени таймер, после чего раздаётся звон колокола и появляется сообщение: «Сейчас по всему миру с вами медитировало 6835 человек». В сентябре в разделе контроля за здоровьем новой оперативной системы iOS10 для iPhone, наряду с учётом количества движения, питания и сна, указывается и время, отводимое на «осознанность».
Кониси Ёсиро, директор Японского научного сообщества «осознанности», который четыре года назад начал дважды в месяц проводить занятия по «осознанности» в Токио, а также регулярно проводит их в детской исправительной колонии, рассказал о важности дзэнской основы в этой практике: «Множество людей приходит к осознанности с практической стороны, и для начала это прекрасно, но не следует забывать о том, что изначально осознанность — гораздо более глубокая вещь».