Надя Рушева. Трагическая судьба самой известной художницы «Мастера и Маргариты»

«Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».


Надя (Найдан) Рушева — советская художница-график, родившаяся в 1952 году и трагически погибшая в 17 лет от врожденной болезни.
Созданные полвека назад рисунки к «Мастеру и Маргарите» являются, пожалуй, самыми известными иллюстрациями романа. Их высоко оценила Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя и главный прототип Маргариты:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: Чем больше смотришь, тем больше это затягивает… Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».

Однажды весной, в час небывало жаркого заката…

Найдан (что на монгольском языке означает «вечно живущая») Рушева родилась в Улан-Баторе (Монголия) в семье советского театрального художника-декоратора Николая Рушева и педагога-балетмейстера, а в прошлом — профессиональной балерины родом из Тувы Натальи Ажикмаа-Рушевой. Сразу после рождения дочери Рушевы переехали в Москву, где прошла вся короткая жизнь художницы. Многие исследователи считают, что тайна рождения таланта Нади Рушевой кроется в первую очередь в творческой атмосфере ее семьи, которую она впитала с молоком матери.

Рисовать маленькая Надя начала в пять лет, исключительно по собственной инициативе. Ее никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Известность пришла к художнице в 12 лет, когда состоялась ее первая персональная выставка в редакции журнала «Юность». Наталья Маслова, доктор психологических наук, пишет о детском периоде творчества художницы так: «Надя жила и мыслила рисунком. Она не рисовала с натуры и не знала бесконечных штудий. Она рисовала мыслимое и прочувствованное… Бумага сохранила впечатления девочки от прочитанных ей родителями сказок и мифов, от наблюдений за окружающим её миром».

Иешуа

Родственники Надиного отца не одобряли его решения не отдавать девочку в художественную школу. Как вспоминает двоюродная тетя Нади, доцент экономического факультета МГУ Зоя Грандберг, «в этом вопросе у Николая Константиновича были другие, более авторитетные и профессиональные советчики: академик, скульптор А.В.Ватагин, искусствовед Н.А.Демина, другие известные художники, которые считали, что главное в таланте Нади — ее необыкновенное воображение, которому научить невозможно. И дальнейшая Надина художническая судьба подтвердила это. С годами, по мере все большего Надиного взросления, ее развития как личности, открытой всем проявлениям современной жизни, жизни ее школы, ее друзей развивались и ее воображение, и ее мастерство графика».

Иван Бездомный

Самые известные рисунки Нади Рушевой — это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина, к «Мастеру и Маргарите» Булгакова. Этот роман Надя прочла на одном дыхании, а потом они вместе с отцом прошлись по местам в Москве, где разворачивались сцены жизни Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного, Берлиоза, Бегемота, Коровьева, Воланда и прочих. После этого появился прекрасный цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявила себя как взрослый состоявшийся художник с душой провидца.

Говорят, Надя никогда не пользовалась ластиком, а рисунки создавала очень быстро, как будто лишь обводила видимые только ей линии на листе бумаги.

Гелла и буфетчик Соков.

За 17-летнюю Надину жизнь состоялось 16 выставок ее рисунков. Они выставлялись в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Индии, Румынии, Польше, США. О Наде много писали в прессе. Но саму ее это будто бы и не очень волновало. В наследство от матери она получила сильный волевой характер и железную самодисциплину, поэтому всю свою жизнь посвятила рисованию, не отвлекаясь на мирскую суету вокруг ее таланта. У нее почти не было подруг и друзей, поэтому всем самым сокровенным она делилась с родителями, а они в свою очередь посвятили жизнь развитию таланта дочери.

Фрида

В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. Надя уехала с отцом в Ленинград. Мать девочки вспоминала, что это были одни из самых прекрасных дней в жизни ее ребенка. Надя много гуляла по Ленинграду, знакомилась с его историей, памятниками архитектуры, музеями.

Мастер и Маргарита

В начале марта Рушевы вернулись домой. Утром 6 марта Надя одевалась в школу, и вдруг без сознания упала на пол. Ее ошарашенный отец обежал всю квартиру, но ни у кого не было телефона, и тогда он побежал в ближайшую больницу за помощью. Но девушка так никогда больше и не пришла в сознание. Через несколько часов она умерла на операционном столе. Как пояснили потом врачи — из-за врожденной аневризмы сосуда головного мозга, которую в 60-е годы прошлого века еще не умели лечить.

МаргаритаНадя оставила очень большое наследие — около 12 тысяч рисунков. Значительная их доля утеряна. Но до сих пор многие ее рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее города Сарова Нижегородской области и Пушкинском музее в Москве. Кроме того, 470-я школа города Москвы, где училась девочка и которая сейчас носит ее имя, тоже владеет полуторатысячной коллекцией рисунков Нади. В школе действует музей, который знакомит нынешних учеников с творчеством их талантливой ровесницы родом из середины прошлого века.

Маргарита читает рукопись мастера

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике. «Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, — пишет Шеваров. — Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».

Источник

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.