Наверное, нет в нашей стране человека, который не видел бы фильмы «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Самая обаятельная и привлекательная». Ирина Муравьева в этих фильмах — разная, но неизменно притягивает к себе внимание, настолько живо и органично ведут себя ее героини.
Не приняли в театральное
Кто видел фильм «Карнавал», наверняка помнит кадры, в которых Нина Соломатина, приехавшая из маленького провинциального городка и мечтавшая о карьере актрисы, с треском проваливается на вступительных экзаменах. Это — о Муравьевой. Девочка с невзрачной внешностью совсем не понравилась строгим экзаменаторам, а ее талант не разглядели ни в одном из трех учебных заведений, в которые она подавала документы.
«Меня не любят»
«Москва слезам не верит»
В кино Муравьева играла еще с 1965 года (ее первой работой стала небольшая роль в фильме «Дети Дон-Кихота»). Однако, несмотря на множество ролей — заметных и не очень — актрису по-настоящему запомнили и полюбили после участия в фильме «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова.
Пробивная, цепкая провинциалка, приехавшая завоевать столицу, в исполнении Ирины Муравьевой получилась настолько живой и узнаваемой, что актрису после выхода фильма на экраны буквально завалили предложениями сниматься.
А она сама разрыдалась, увидев кадры со своим участием: Людмила, которую она играла, показалась актрисе невыносимо грубой, пошлой и непривлекательной.
«Карнавал»
Когда Ирине исполнилось уже 32 года, ей предложили сыграть 17-летнюю школьницу в новом фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал». Сценарий Ирине очень понравился, но ее героиня должна была неплохо кататься на роликах, — и актриса взялась осваивать это искусство. Скольких синяков и шишек ей это стоило, не знает никто…
Фильм снимали в разных городах, и повсюду вместе со съемочной группой ездили специально нанятые для Муравьевой тренер и массажист. С их помощью Ирина научилась кататься, и в кадре двигалась совершенно неподражаемо.
Актриса Екатерина Жемчужная, исполнившая в картине роль Рады, вспоминала: когда снимали сцену ночевки Нины в квартире Рады, цыганке нужно было курить, не переставая, а Нине — залпом пить молоко из холодильника. Это продолжалось дубль за дублем: некурящая Екатерина, сдерживая кашель, дымила крепчайшим «Казбеком», а Ирина, давясь, вливала в себя молоко стакан за стаканом…
Эту роль актриса очень любит до сих пор. Может быть, потому, что сценарий был написан специально для нее, и героиня была ей очень близка.
«Самая обаятельная и привлекательная»
Впрочем, роль Нади в «Самой обаятельной и привлекательной» тоже создавалась «под Муравьеву», однако, прочитав сценарий, она долго отказывалась от этой работы: ей уже надоело играть провинциальных невзрачных простушек. Актрису взяли буквально «измором», не отставали до тех пор, пока не получили ее согласия.
И когда фильм стал очень успешным, когда его за первый год проката посмотрели 80 миллионов зрителей, Муравьева была даже удивлена: она не ожидала от банальной, казалось бы, истории, такого успеха.
Сначала — мама и жена, потом — актриса
Кто знает, сколько еще интересных ролей могла бы сыграть Муравьева! Многим кажется, что ее мало на экране, что в свое время актриса не реализовалась так, как могла бы.
Но сама она абсолютно сознательно сделала выбор в пользу семьи. В 24 года она вышла замуж за режиссера Леонида Эйдлина, который был на 12 лет старше Ирины. И с головой окунулась в домашний быт, в создание уюта, в милые семейные хлопоты… Наверное, ей всегда этого хотелось: так было в ее собственной семье, где она росла вместе со старшей сестрой.
Папа был военным, а мама домохозяйкой, и девочек воспитывали в строгости, но и в любви: каждый вечер возле кровати Иру ждал стакан теплого молока и шоколадка. Мама шила для дочек модные и красивые наряды, но старалась оградить их от уличного влияния, долго не разрешала гулять с мальчиками, требовала хороших отметок в дневнике.
Выйдя замуж, Ирина стала такой же заботливой, но строгой мамой. Она, не задумываясь, ушла в декрет, хотя в театре все недоумевали: надо карьеру делать, самые золотые годы уходят! Но семья всегда стояла для Муравьевой на первом месте. В 1975 году в семье родился сын Даниил, в 1983-м — Евгений.
Ирина Вадимовна гордится тем, что ее мальчики не росли за кулисами, не спали в гримерках, не питались одними бутербродами. Если не с кем было оставить детей — она просто отказывалась от ролей, предпочитая иметь уютный дом, ухоженных детей и обласканного мужа.
И с мужем они прожили, что называется, душа в душу все сорок лет, что им были отпущены, — до самой смерти Леонида Эйдлина. Его не стало в 2014-м, и после его ухода Ирина Вадимовна, как говорят ее друзья, стала часто болеть. Но она все равно играет на сцене — правда, далеко не так много, как раньше.
А главным для нее по-прежнему остается семья: у Ирины Вадимовны подрастают двое внуков. Она не подпускает к себе журналистов и ведет достаточно уединенный образ жизни, часто посещая храм и живя так, как считает правильным.