Почему так важно смотреться в зеркала

В пространстве рунета призыв посмотреться в зеркало ничего хорошего обычно не означает. Начиная от шуток «чтобы легче было усидеть на диете, каждый день смотритесь в зеркало голая» и заканчивая комментариями под «вам стоит чаще смотреться в зеркало, вы бы заметили, что совсем запустили брови!« — предложение смотреться в зеркало априори способ сказать человеку, что он уродлив и оскорбляет чужие взгляды одним своим лицом или телом.

Удивительно ли, что в сообществах и пабликах женщины признаются: «Не гляжу в зеркало без необходимости, слишком грустно и тяжело на себя смотреть»? Другие откровенничают, что даже когда красятся, умудряются не всматриваться в «чтобы грустно не было», а следят за отдельными частями тела: как лежит подводка на веке, как сделан контур помадой на губах.

Но видеть себя в зеркале — насущная необходимость современного человека. Каждый тренер танцев знает, что координация у клиенток будет куда лучше, если она заведёт привычку дома тренироваться перед зеркалом — и не только потому, что она точнее выучит движения… Даже не совсем поэтому, а потому что визуальная связь со своим телом даёт огромную отдачу.

Невропатологи тоже просят пациентов, которые восстанавливают подвижность и чувствительность конечностей, глядеть на руку или ногу, с которой работаешь, во время выполнения упражнений. Визуальная связь с телом играет огромную роль для человека — по крайней мере, для зрячего. Зеркало для неё необязательно, но те же люди, что избегают смотреть на себя в зеркало, обычно стараются не вглядываться в свои руки и ноги и вообще пореже их видеть — ведь эти люди недовольны своей внешностью.

В то же время, недовольство своей внешностью напрямую зависит от того, насколько часто человек, особенно женщина, смотрится в зеркало, и связь тут обратная той, которую мы привыкли замечать.

Мир завален яркими женскими образами, в том числе — большим количеством обнажённых женских образов. Завален, как никогда раньше в истории. Пройдя по улице, женщина успевает увидеть несколько — гораздо более ярких, чем живые прохожие — идеальных женщин на рекламных билдбордах (покупайте наши машины и квартиры, лечите у нас зубы, возьмите у нас кредит! — безо всякой связи с содержанием, всё это с большой вероятностью будет рекламировать молодая подтянутая женщина), на обложках выставленных в киосках журналов, на киноафишах и даже просто в виде рисунков, украшающих чужие майки, сумки, термокружки и прочие предметы. Эти бесконечные женские образы сливаются в один усреднённый, и подспудно женщина ставит знак равенства между им, женщинами вообще и собой в частности: она ведь женщина.

Потом она подходит к зеркалу и видит настолько сильное несоответствие образцу женщины в своём бессознательном, что это шокирует. Это похоже на то, как человек любого пола, посмотревшись, увидел бы в зеркале вдруг кафкианский таракана или, скорее, двурукого-двуногого инопланетянина: ряд признаков вроде бы человеческие, но от образа истинного человека далеко. Это происходит не только с образом тела, но и с образом лица. Конечно, без содрогания бывает трудно подойти к зеркалу, раз там нечто настолько деформированное… Каждый, кто пережил травму лица, знает это ощущение.

На самом деле, решением является не избегание зеркал и приобретение навыка видеть себя только нужными частями, а, наоборот, постоянное знакомство с собой для формирования и поддержания образа живой женщины, конкретно себя, в своей голове, в той ячейке, которая у нас отвечает за хранение образцов того, как должны выглядеть разные вещи, явления и живые существа.

Разглядывание других женщин поможет только отчасти — гораздо менее визуально яркие, чем вездесущие нарисованные или отфотошопленные женщины с билбордов и обложек, они не могут затмить их образ. Свой собственный облик это может сделать — мы воспринимаем себя, даже когда не признаём этого, центром вселенным, точкой отсчёта, неким очень важным хотя бы для себя человеком.

Каждый день смотреться в зеркало может быть больно, но только поначалу — почти всегда, или же перед нами случай, требующий терапии. Понемногу к себе привыкаешь точно так же, как к любому другому человеку. Перестают отталкивать лёгкая сутулость или какой-то не такой разрез глаз: не отталкивают же они в других людях, которые тебе дороги или интересны? Начинаешь по-другому смотреть на себя в примерочных кабинках, оценивая не то, насколько далеко ты в платье или брюках от того, как в них выглядел манекен, а насколько оно ладно сидит именно на тебе, насколько оно создано под тебя, а не ты под него. Вдруг по-другому подбираешь макияж или причёску, осознав, что подошло бы тебе больше, чем привычные линии, и радуешься тому, как посвежело (или стало увереннее, или заиграло по-новому) лицо. Перестаёшь стыдиться улыбнуться — и твоя радость больше не отравлено беспокойством из-за формы губ в улыбке.

И да, кстати, гораздо лучше становится координация. Можно танцевать. Это, кажется, самое лучшее.

Лилит Мазикина

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.