Сегодня быть писателем так же перспективно, как дизайнером или IT-разработчиком. В писателей инвестируют, и тому есть серьезные причины. О профессии мы говорили с автором бестселлеров «Внутри женщины» и «Внутри мужчины» Тамрико Шоли.
В 2011 году Тамрико отказали все самые крупные (и не очень) издательства Украины. Тогда она взяла все свои сбережения и издала книгу «Внутри мужчины» за свой счет. Спустя 2 года издатели сами звонили ей и искали встречи, а у книги, неоднократно попадавшей в топ продаж, вышло продолжение.
Да, всегда. Сколько себя помню, столько хотела писать. Даже когда не знала алфавит, создавала на обрывках листочков тексты на «тарабарском» и заставляла маму их читать. Во всех школьных заданиях на тему своей будущей профессии всегда заявляла, что стану писательницей. Менялся только жанр: сначала я хотела писать для детей, потом — для подростков и только фэнтези, позже — детективы, еще позже — реальные истории…
Поначалу довольно скептически, меня поддерживала только моя сестра. Во многом именно благодаря ее постоянным пожеланиям верить в себя, я не сбилась с выбранного пути. А родители, конечно, хотели для меня более привычную профессию: юриста (мама) или врача (папа). Но сейчас я их понимаю. Это были непростые 90-е в Луганске, где было всего-то пару захудалых книжных и непонятные перспективы в любом жанре искусства. Сейчас я и сама в недоумении, как мне тогда пришла в голову мысль о писательстве!
Никак. Ты либо хочешь этого, либо нет. Ты либо любишь писать и готов ради этого на многое, либо это не твое. Если в ответ на различные препятствия ты начинаешь сомневаться, значит, это не твое. Мне часто говорят начинающие авторы, что не готовы ради хорошего текста, материала, приставать с расспросами к людям или тратить время на долгие часы бесед. У меня же никогда не было такой дилеммы.
Я всегда была готова лететь на край света и в самые дебри, если там находилась нужная мне для текста информация.
Научиться писать технически хорошие продающие тексты точно можно. Так же, как и научиться делать сальто в воздухе или танцевать сальсу. Но сколько в таком танце будет души и желания делать это всю жизнь — совершенно другой, абсолютно индивидуальный вопрос.
Зависит от цели самого автора.
У каждого своя жертва. Мне пришлось пожертвовать стабильным образом жизни.
Здесь не было никакого волшебства. Я писала с самого детства, а к моменту самиздата имела еще и 6-летний опыт работы в журналистике. Это помогло, потому что мне всегда везло с главными редакторами и вообще коллективом, где я прошла отличную школу работы с текстом. Второе — я очень хотела стать именно писательницей, и после публикации книги за свой счет пиарила ее всюду, где только могла. Я инициировала огромное количество литературных событий: книжные посиделки, бук-сейлы, авторские лекции. Кроме того, я всегда была суперактивна в социальных сетях. Все вместе помогло достичь желаемого результата.
Если автор готов самостоятельно заниматься всем процессом (дизайн, верстка, печать, продажи и пиар), то однозначно стоит. Это главное отличие самиздата от сотрудничества с издателем — вся ответственность и вся работа ложатся на автора. Да, на это уходит практически все время, но зато и прибыли больше. Впрочем, в ситуации с дебютной книгой я считаю, дело не в прибыли. Достаточно выйти хотя бы в ноль, но продать весь тираж и достойно заявить о своем творчестве. Если автор действительно дорожит читателем и хочет посвятить себя этой профессии, то в начале пути стоит отбросить всякое тщеславие и работать едва ли не в убыток, «на зачетку», как говорится. И только при позитивных результатах можно говорить и об увеличении гонорара, и о других возможностях.
Думаю, дело в максимальной искренности и постоянном диалоге с читателями. А еще я попала в струю, как говорят: еще 10 лет назад, работая в женском еженедельнике «Полина», я занималась реальными историями людей. Позже это превратилось в сторителлинг — самый востребованный формат в сети, с которым я к тому времени уже была на ты.
Сторителлинг существовал во все времена. Когда-то люди собирались вокруг костра и делились историями, сегодня они пишут их в социальных сетях. Сторителлинг — это не просто коммерческий прием в сфере контент-маркетинга, это способ объединить людей, рассказав им о том, что чувствуют и думают другие люди.
В письмах люди часто пишут, что рассказанные мной истории вдохновили их на важные перемены: переезд в любимую страну, уход от нелюбимого человека. Или помогли посмотреть иначе на людей другого вероисповедания/стиля жизни.
Да, безусловно, но тут коротко не ответишь. Об этом у меня есть отдельная лекция на 2,5 часа. Но если коротко, то людям сейчас интересны опыт и чувства реальных людей, а не красивые слоганы и список цифр. В этом и есть основная фишка сторителлинга. То есть это не про конкретные секреты успеха, это про то, что чувствуют и переживают другие люди в рамках определенной темы.
Все по-разному. Кто-то — с проданных книг, кто-то — с публичной деятельности, а у кого-то есть смежный бизнес. В любой сфере, если ты активен и задаешь тренды, — это будет выгодно материально.
Работать не с 9 до 6, а головой. Как и в любой другой сфере.
Все идет медленно, но верно. С каждым годом появляется все больше молодых и при этом хороших авторов, которые не боятся идти своим путем, например, самиздатом. Они активны в социальных сетях, их знает огромное количество людей. Я радуюсь успехам и начинаниям каждого, потому что украинский рынок еще слишком неразвитый, чтобы конкурировать. Сейчас нам нужно поддерживать друг друга и задавать тренды, развивая книжную культуру. И только потом конкурировать, повышая личные ставки.
Жизненный опыт, умение наблюдать, умение видеть разные точки зрения. Многие считают, что я целыми днями ничего не делаю, а только пью латте в кофейнях или гуляю по городу, общаясь с незнакомцами. Однако это часть работы писателя: порой стоит провести долгие дни, наблюдая людей в кофейнях, чтобы проследить персонажей и выстроить качественный сюжет.
Я не верю в музу, я верю в опыт и желание посвятить себя определенному ремеслу. Вдохновение — не более, чем хорошее настроение. Поэтому всякому автору необходимо следить за своим режимом дня и бытовым комфортом.
Еще ни один человек в мире не сел на шпагат благодаря музе. Только ежедневные тренировки. С писательством то же самое.
Все было спонтанно. В Висбадене живет моя родная сестра. Будучи у нее однажды в гостях, я узнала, что Германия входит в тройку стран с самым развитым книжно-издательским бизнесом. Кроме того, в близлежащем городе Майнц жил и творил Йоханнес Гутенберг — основатель книгопечатания в Европе. По сути, это колыбель книгопечатания. Мне захотелось получить международный опыт в этой сфере и поучиться в местном университете. Это была основная цель. Ко всему прочему, я понимала, что опыт жизни в другой стране с нуля даст мне новые идеи, а также знакомства с людьми из разных концов мира. А это бесценный тренинг для любого автора.
С точки зрения самоидентификации — это не просто. Меня с детства спрашивали, понимаю ли я по-украински или по-русски, и мне всегда было очень обидно из-за этого. По этой причине я не ощущала себя в Украине дома. Сейчас ситуация в стране изменилась, иностранцам здесь намного проще, чем было 15 лет назад. Сейчас вообще жить на несколько стран одновременно — норма для человека, который не привязан к офису. А для писателя иметь опыт жизни в разных странах и разную кровь в жилах — это вообще дар. Потому что такое разнообразие помогает научиться рассматривать любую ситуацию с разных точек зрения и создавать интересные сюжеты и смыслы.
Ничего бы не посоветовала. Сейчас я понимаю, что в любой жизненный период мы поступаем с высоты своего опыта, а, значит, самым наилучшим из возможных образов. И даже если в этот момент нам советуют что-то более мудрое, мы не в состоянии принять этот совет, потому что еще не доросли до него. Поэтому все мои рекомендации себе 10 лет назад все равно были бы впустую. Но если я сейчас нахожусь в той точке, в которой я есть, со своими книгами, благодарными читателями, путешествиями, верными друзьями и бокалом рислинга, — значит, я все сделала правильно!