Современный культ здорового образа жизни и его важнейшей составляющей, правильного питания, может принести отрицательные плоды. Последнее время ученые заговорили о новом расстройстве пищевого поведения — нервной орторексии, или навязчивом стремлении питаться правильно.
Что такое орторексия
Быть разборчивым в еде и не употреблять вредных для здоровья продуктов — это замечательно. Отказаться от фастфуда, заменить углеводный гарнир овощным салатом, а животные жиры на растительные масла — многие из нас стараются жить по этим правилам и преуспевают. Однако некоторые идут дальше, превращая здоровую привычку в одержимость.
«У человека может быть нездоровая фиксация на чем-то изначально здоровом, — пишет доктор Стивен Братман (Steven Bratman), который и ввел понятие «орторексия». — Подумайте о зависимости от физических упражнений или о трудоголизме».
Граница между здоровой привычкой и одержимостью размыта, и человек редко замечает, что перешел эту грань, однако для окружающих разница более очевидна. Возможно, вы наблюдали таких людей в своем окружении: они находятся в состоянии непрерывного беспокойства по поводу того, что съели, едят или намерены съесть. Мысли орторексика вращаются вокруг пищи, и, что важнее, вокруг нее вращается вся их жизнь.
Такие люди тратят свое свободное время на поиски здоровой органической пищи, правильное ее приготовление и планирование следующих обедов и ужинов. Они отказываются от приглашений в гости — там подадут неправильную еду. Они не могут есть в большинстве ресторанов, потому что не уверены, что пища приготовлена в соответствии со строгими канонами здоровья. Они не могут путешествовать. Сосредоточившись на здоровом питании и только на нем, они сильно обедняют свою жизнь.
Какую еду признать здоровой?
Орторексия не признана заболеванием: пока нет доказательств, что подобное пищевое поведение вредно для здоровья. Однако количество людей, имеющих нездоровую фиксацию на здоровом питании, оценивается исследователями* в 6,9% от общего числа обследованных, и есть вероятность, что число их растет. «Я определенно вижу больше орторексиков, чем несколько лет назад, — говорит Урсула Филпот (Ursula Philpot), член Британской диетической ассоциации. — Если при прочих расстройствах пищевого поведения люди ограничивают себя в количестве потребляемой пищи, то у орторексиков может быть нормальный или даже повышенный вес. Они обеспокоены исключительно качеством потребляемой пищи и непрерывно вводят в диету новые ограничения, руководствуясь своим представлением о том, какая еда действительно полезна».
Здесь и таится опасность: если расстройство прогрессирует, человек может столь основательно обеднить свой рацион, что перестанет получать с пищей необходимые питательные вещества. Проблему усугубляют статьи в журналах и интернете, записи на форумах, в которых описаны разнообразные ужасы, ожидающие потребителей пакетированных соков или какао. Если у человека недостаточно развито критическое отношение к информации, такие эмоциональные выкрики могут стать поводом исключать из диеты продукт за продуктом, пока там не останется, к примеру, одна только припущенная фермерская капуста. Некоторые исследования** действительно показывают, что у орторексиков уровень образования в среднем ниже по сравнению с людьми, которые просто стараются правильно питаться, а значит, их представления о полезной пище могут быть несколько хаотичными.
Добровольная изоляция орторексика
Уровень образования — это только часть проблемы, которая, как в большинстве случаев расстройства пищевого поведения, куда глубже. «Рассматривая вопросы проблемного принятия пищи, очень важно учитывать, что симптомы отсылают нас не столько к проблеме потребления еды, сколько к проблеме взаимоотношения человека с миром. Они указывают на способность человека принимать что-то из мира или тотальное недоверие, желание удержать свой мир в изоляции. Отказ от еды означает отказ от принятия чего-то в мире», — говорит психоаналитический терапевт Анатолий Добин.
Орторексик определяет себя через то, что он ест, и более того — определяет таким образом других людей. К тем, кто питается, по его мнению, неправильно, человек с подобной фиксацией относится с плохо скрываемым высокомерием и старается дистанцироваться от «недостойного общества». Поскольку требования могут быть очень строгими: бурый рис без соли, брокколи на пару, трижды профильтрованная вода — недостойным оказывается практически все общество. Человек обрекает себя на изоляцию в коконе ложного самодовольства. Никто и никогда не сможет обидеть его, отвергнуть его: он сам отверг все, что может причинить ему вред, и всех, кто может причинить ему боль, отказав в признании.
Как решить проблему
Именно поэтому работа с пациентами, страдающими нервной орторексией, столь сложна — они, как и анорексики, отказываются признать проблему. «Борьба с пациентом по поводу изменения его пищевого поведения бессмысленна, — говорит Анатолий Добин. — Часто такое поведение — это его единственный способ заявить о живом ребенке внутри себя, нуждающемся в заботе, принятии и автономии. Гораздо более полезно выражение понимания душевной боли и страданий, которые обретают такую форму выражения и порой ставят его на грань жизни и смерти. К тому же стремление «отобрать» то, что ощущается «главным» достижением и проявлением автономии, не может не вызвать негативных чувств и противодействия».
К счастью, признание проблемы практически ее решает. Стивену Братману, который пережил период фиксации на здоровой пище, прежде чем стать исследователем этого явления, помог здравый смысл: однажды он осознал, что руководства по правильному питанию противоречат друг другу: сладкое нельзя, но мед полезен; яйца — прекрасный источник белка, любой животный белок — это яд, и так далее. Осознание того, что он следует противоречивой философии, поставило доктора Братмана на путь выздоровления.
Перспективы, если удастся решить эмоциональные проблемы, связанные с нарушением пищевого поведения, самые радужные. «Выздоровевший орторексик будет по-прежнему питаться правильно, — пишет специалист по расстройствам питания Карин Кратина (Karin Kratina, Nutrition Therapy Associates, Флорида), — но начнет иначе понимать суть здорового питания. Он поймет, что еда не сделает его лучше, чем он есть, и что строить свою самооценку на качестве диеты нерационально. Он перестанет описывать себя как «человека, который есть здоровую пищу» и расширит область определений — человек, который любит, работает, веселится. Он поймет, что, хотя еда и важна, это всего лишь крошечный аспект его жизни, и что на свете есть вещи куда важнее».