24 мультфильма для самых маленьких

Курочка учится летать, волк танцует балет, господин Ночь берет выходной — самые интересные мультфильмы от нуля до шести советует критик анимации и программный директор Большого фестиваля мультфильмов Дина Годер

Хорошие штучные мультфильмы для до­школьников — вещь редкая. Пожалуй, сегодня авторское детское кино снимают прежде всего в России, а в других стра­нах, даже с гораздо более развитой анима­цион­ной индустрией, для ма­лы­­шей снимают главным образом сериалы. Но, конечно, есть и исключения: в эту подборку вошли только те зарубежные мультфильмы, которые можно понять без языка.

«Евстифейка-волк»

Режиссер Олег Ужинов. Россия, 2001

Олег Ужинов — известный режиссер: после «Жихарки» из «Горы самоцветов» и первых серий «Маши и медведя», где героиня унаследовала огневой темпе­рамент Жихарки, его знают почти все. Он же режиссер знаменитой серии «Маша плюс каша», которая не так давно стала одним из главных мировых хитов ин­тер­нета, собрав на ютьюбе больше двух с половиной миллиардов просмот­ров. Но начинал Олег снимать детское кино со сказки по Юрию Ковалю «Евстифей­ка-волк» — лукавой и добродушной.

«Нехороший мальчик»

Режиссер Олег Ужинов. Россия, 2003

А еще у Ужинова есть очень смешной детский фильм, снятый на студии «Пилот», где режиссер начинал учиться анимации. Ябедникам смотреть обязате­льно.

«Про девочку, которая нашла своего мишку»

Режиссер Елена Чернова. Россия, 2002

Елена Чернова сняла уже много фильмов, в основном детских, и получила за них много призов (включая главный приз Суздальского фестиваля анима­ции), но ее дебют по стихотворению Саши Черного для многих поклонников остается самым любимым. Чернова замечательно рассказывает о том, как наш­ла мальчика, который озвучивал героиню: она увидела его в маршрутке, маль­чик болтал с мамой не закрывая рта, и речь его была настолько обаятельной и интонационно богатой, что Чернова сразу предложила ему записываться для мультфильма. Мама согласилась, но, оказывается, в детской анимации есть понятие гигиены звука, то есть неразборчивым может быть только небольшой процент текста, а малыш не выговаривал нормально ни одну букву, так что ему пришлось позаниматься с логопедом. Про саму запись тоже ходили легенды, поскольку мальчишка был боевой и текст произносил разве что не вися вниз головой. Получилось прекрасно.

«Дождь сверху вниз»

Режиссер Иван Максимов. Россия, 2007

Иван Максимов — мастер современной россий­ской анимации, ставший зве­здой в начале 1990-х годов, когда его студенческий мультфильм «Болеро» завоевал приз Берлинале. Строго говоря, Максимов детские фильмы не сни­мает, но дети его понимают отлично, чего не скажешь о взрослых, часто за­дающих глупые вопросы. Для детей в максимовском абсурдном и сенти­мен­тальном мире нет ничего удивительного: поду­маешь, летающий зайчик или ры­ба с выменем! Это относится ко всем фильмам Максимова, но «Дождь сверху вниз» — один из са­мых запоминающихся. Он сам как музыка, его можно смотреть без конца.

«Собачья площадка»

Режиссер Леонид Шмельков. Россия, 2009

Леонид Шмельков — ученик Ивана Максимова, это хорошо видно по его дип­ломному фильму в школе-студии «ШАР»: и по персонажам (антропоморфным, но все-таки не совсем людям и не совсем собакам), и по интонации. Но видно и то, что он другой: взаимоотношения между героями, какими бы невероят­ными они ни были, для него важнее гэгов.

«Прыг-скок»

Режиссер Леонид Шмельков. Россия, 2012

Это верно и для другого фильма Шмелькова — абсурдного и в то же время целиком построенного на взаимоотношениях. Шмельков, как и Максимов, не снимает фильмы специально для детей, но дети их любят и понимают.

«KJFG No. 5»

Режиссер Алексей Алексеев. Венгрия, 2008

Этот двухминутный истерически смешной и абсурдный фильм Алексей Алек­сеев (между прочим, дальний потомок Станиславского) снял буквально на ко­ленке примерно десять лет назад. Когда его спросили, как фильм будет назы­ваться (это было необходимо, чтобы отправить его на фестивали), он настучал что-то на клавиатуре не глядя. Получилось вот такое непроизносимое назва­ние. Но как только этот мультфильм, который Алексей называет «панков­ским», вышел в свет, успех его оказался невероятным. На него делали фанат­ские ремейки, подростки выкладывали видео в роли лесных музыкантов, а в Анси, где фильм взял неожиданный приз за лучшую музыку (Алексеев ее, как настоя­щая личность Возрождения, сам и сочинил, и сыграл), анимацион­ная моло­дежь по всему городу ходила и выла, как волк из фильма. Кстати, не так давно в Анси сделали большой цикл программ, в котором зрители должны были выбрать самое смешное кино за 50 лет жизни фестиваля, и двухминутный лесной джем-сейшен Алексеева побил всех. А сразу после появления этого фи­льма канал Nickelodeon заказал режиссеру мини-сериал с теми же героями. Так появилось еще 12 серий под названием «Log Jam».

«Перелетная»

Режиссер Вера Мякишева. Россия, 2012

Очень хорош дипломный фильм Веры Мяки­ше­вой — немного грустная семей­­ная история «Ожидая», где сначала слоненок целыми днями ждет маму с рабо­ты, а потом она, уже став бабушкой, ждет его с внуком. Но для малень­ких в первую очередь хочется показать другие два очень славных фильма Веры. Например, про курочку, которая мечтала научиться летать, как другие птицы (кстати, сценарий к нему написала прекрасный режиссер и сценарист Юлия Аронова).

«Как живут котики»

Режиссер Вера Мякишева. Россия, 2015

И кино для совсем малышей про трех котиков — моряка, повара и читателя, переживающих в своем домике все четыре времени года. Фильм снят по кар­тинкам Дарьи Булычёвой, а музыку к нему написал Петр Налич, с которым Вера со­трудничает со времен своего диплома.

«Морошка»

Режиссер Полина Минченок. Россия, 2015

Этот фильм, дебют молодого режиссера Полины Минченок, — одна из лучших российских детских картин за последние годы. Чистая история про дружбу крошечной девочки (Полина говорит, что именно ее зовут «ягодным» именем Морошка) с огромным волком, снятая небанально, с юмо­ром, милыми дета­лями и сентиментально, но без чрезмерных соплей. Фильм был безусловной удачей недавнего периода возрождения «Союзмультфильма» под художест­венным руководством Михаила Алдашина.

«Мышонок и лис»

Режиссер Ольга Чернова. Россия, 2007

Этот чудесный фильм по сказке Виталия Бианки с замечательной ручной гра­фикой — диплом екатеринбургской выпускницы кафедры графики и анимации Уральского архитектурно-художественного университета. Очень жаль, что с тех пор Чернова хоть и работает в ани­ма­ции, сама как режиссер фильмов не снимает.

«Лиса и мышь» («The Short Story of a Fox and a Mouse»)

Режиссеры Камиль Ше, Юго Жан, Жюльет Журдан, Мари Пилье, Кевин Роже. Франция, 2015

Еще одну сказку про лису и мышку, но уже не по Бианки, сняли пятеро вы­пускни­ков французской киношколы ESMA в технике компьютерной 3D-ани­мации. Фильм получил немало призов.

«Время стрижки» («Trim Time»)

Режиссер Гиль Алькабец. Германия, 2002

Известный израильско-немецкий режиссер Гиль Алькабец остается пара­доксалистом, даже когда делает фильмы для детей. Четыре сезона превраща­ются для дерева в круговерть парикмахерского мастерства: парикмахер помог волосы-листья отрастить, он же их пересушил феном, так что они опали. Эту историю Алькабец снял для самой знаменитой немецкой студии Film Bilder, где в последние годы вышло несколько симпатичных фильмов для самых малень­ких.

«Осьминог» («Octopus»)

Режиссер Юлиа Оккер. Германия, 2015

На той же немецкой студии Film Bilder молодой режиссер Юлиа Оккер сняла цикл из маленьких фильмов с историями про животных — «Animanimals». Например, про осьминога, который хотел испечь персиковый пирог, но одна его строптивая и хитрая нога мечтала о шоколадном.

«Крокодил» («Crocodile»)

Режиссер Юлиа Оккер. Германия, 2015

Про крокодила с очень коротенькими ручками, который хотел вечерком с ком­фортом посмотреть телевизор, но не тут-то было.

«Волк» («Wolf»)

Режиссер Юлиа Оккер. Германия, 2015

И, кажется, самый неожиданный фильм в цикле — про волка, который мечтал стать балериной и тайно в лесу танцевал «Лебединое озеро» в розовой юбочке.

«Супергигант» («Super Grand»)

Режиссер Маржолен Перретен. Швейцария, 2014

Маржолен — молодой и очень многообещающий швейцарский режиссер с пре­красным чувством юмора и точностью в наблюдениях. Ее фильм — полу­тора­минутная история о малыше-великане, которого все боятся, — объездил мно­жество международных фестивалей.

«Господин Ночь берет выходной» («Mr. Night has a Day Off»)

Режиссер Игнас Мейлунас. Литва, 2016

Это остроумное кино про господина Ночь, который меняет цвет всех предметов на черный, литовский режиссер Игнас Мейлунас снял в Вильнюсе, на улице и до­ма, вписывая рисунок в реальную среду. Как он сам рассказывает, снял он его за двадцать один летний день с нулевым бюджетом по заказу француз­ского фести­валя Nuits en Or 2016.

«Оловянная игрушка» («Tin Toy»)

Режиссер Джон Лассетер. США, 1988

Много подходящих мультфильмов и у анимационного тяжеловеса — амери­канской студии Pixar, главного авторитета в компьютерной 3D-анимации. «Оловянная игрушка» 1988 года — одна из немногих короткометражных кар­тин, снятых великим основателем Pixar Джоном Лассетером. На этом фильме испытывали программы, помогающие сделать изображение человека более реа­листическим, и, хотя на сегодняшний взгляд компьютерный дизайн 30-летней давности выглядит очень примитивным, история про несчастного оловянного Тинни, человека-оркестра, который сначала пытается унести ноги от разрушающего все младенца, а потом — завоевать его внимание, по-преж­нему смотрится отлично. Кстати, этот фильм первым получил «Оскар» за ком­пьютерную анимацию.

«Переменная облачность» («Partly Cloudy»)

Режиссер Питер Сон. США, 2009

В короткометражках Pixar обычно отрабатывает новые технологии, которые используются потом в полных метрах. Судя по всему, в «Переменной облач­ности» — фильме о неудачливой туче, лепящей для аиста очень опасных мла­денцев, — специалисты студии размышляли над тем, как показывать мягкую, ватную текстуру туч.

«Песочник» («Piper»)

Режиссер Алан Барилларо. США, 2016

А в этом пиксаровском фильме о птенце, который учится не бояться воды, Алан Барилларо прежде всего работал над тем, как показать море и, самое глав­ное, перышки маленького пушистого песочника. Фильм получил в 2017 году «Оскар» как лучшая короткометражка.

«О птичках» («For the Birds»)

Режиссер Ральф Эгглстон. США, 2000

Один из самых замечательных фильмов Pixar, подходящих для детей, — это «О птич­ках», взявший «Оскар» в 2001 году. Здесь важны не столько гэги, ско­лько история про вза­имо­отношения стаи маленьких вредных птичек с одной большой и добродушной. И мораль, понятная любому пятилетке: лучше ведь быть добрым, чем злым, правда?

«Птичкин алфавит» («Het vogeltjes ABC»)

Режиссер Дик Гроблер. ЮАР, 2008

Милейшая анимированная азбука южноафри­канского иллюстратора Пита Гроб­лера и режиссера Дика Гроб­лера, конечно, играет не с кириллицей, но это неважно. Мультфильм понятен любому, ведь птички показывают нам буквы не через слова, которые с них начинаются, а через веселое звукоподражание. Птенчики кричат: «Ek! Ek!», птичка пукает: «F-f-f-f-tt!», яблоко упало: «Doink!»

«Медведь и заяц» («The Bear & The Hare»)

Режиссеры Эллиот Дир, Ив Гелейн. Великобритания, 2013

Медведю, который никогда не видел Рождества (поскольку всегда в это время спал), его друг заяц дарит праздник. Этот до невозможности сладкий мульт­фильм на самом деле сделан в качестве рекламы старинной английской сети магазинов John Lewis со слоганом «Подари кому-нибудь Рождество, которое они никогда не забудут». Главное обаяние фильма — в необычном способе его создания: для него были выбраны две самые классические анимационные тех­ники — рисо­ванная и кукольная. Весь мир — лес, деревья, берлога — сде­ланы вручную, трехмерными, как это делается в кукольном кино. А все персо­нажи нарисованы (причем для этого были приглашены традиционные диснеев­ские художники), а потом каждая фаза их движения была вырезана лазе­­ром — таким образом плоские рисованные фигуры жили в объемном лесу. О том, как «Мед­ведь и заяц» создавался, есть отдельный фильм — настоящее волшебство анимации, которое понятно и пяти-шестилетнему ребенку.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.