Нина Русакова: Об Индии и Тривандруме

Мы прилетели в Тривандрум ( Тируванантапурам, Керал) ночью. Я плохо переношу перелеты, в основном из- за того, что приходится сталкиваться с огромными массами людей…Веду закрытый образ жизни , и такое столкновение почти всегда проходит шокирующе и болезненно.

Помогает чтение мантры и понимание, что «все пройдет, пройдет и это». Нас встретил таксист, которого рекомендовала глава нашей группы, которая прилетала на день позже. Мы добирались из разных стран.

Нина Русакова USERPIC

Дорогу к отелю помню плохо, почти сутки без сна выбили меня из колеи. Но оказалось, что к самому отелю подъехать нельзя! Надо было еще метров 100 идти пешком и тащить за собой чемоданы. «Хорошо, что у меня есть муж», — подумала я….

Первую ночь мы спали в номере, предназначенном не для нас, служащий отеля обещал, что на следующий день нам дадут возможность выбрать комнату с видом на океан. Утро прошло в суматохе… Отели, стоящие на первой линии, всегда более шумные и густозаселенные.

В том крыле, где мы спали, комнаты были зарезервированы в основном для индусов. Они очень громко разговаривали и бросали мусор прямо на пол. В одной из комнат дверь была открыта, и я увидела, как индуска очистила банан и бросила шкурку под кровать. Ее муж меланхолично сплевывал на пол виноградные косточки…

Нина Русакова об Индии и Тривандруме 7

А потом я про все забыла. И про долгую дорогу, и про нечистых галдящих индусов. Я вышла на террасу нашей комнаты, где мы проведем целый месяц, и онемела. Прекрасная лагуна, освещенная утренним солнцем, сияла во все своей красе. Нежные краски радовали глаз. Мягкий шум волны успокаивал мой взбудораженный ум.

Вдалеке на небольшом пригорке стоял маяк, рыбаки тянули из океана сети и что-то ритмично пели, на набережной начинали открываться маленькие ресторанчики, и зазывалы кричали на разных языках: «Завтракать, пожалуйста!». Да — сказала я сама себе —, это оно самое, то, что я хотела. Спасибо, Бог! И мы пошли завтракать и изучать окрестности…

Нина Русакова об Индии и Тривандруме 4

В Индию я никогда не стремилась. Меня привлекала Новая Зеландия, Австралия, Французская Полинезия. Я вообще острова люблю. Остров — иная форма жизни. А Индия не стояла в моих планах довольно долго, хотя я уже более 12 лет занимаюсь йогой. Казалось бы, должна была просто рваться на родину йоги. И только несколько лет назад я почувствовала некое притяжение оттуда — друзья летали туда часто и рассказывали с восторгом, знакомые йоги все как один постили фотки коров, лежащих поперек дороги, и вывески йоговских школ в Ришикеше, один приятель слетал отдохнуть и решил остаться жить. И, наконец, намерение сформировалось. Надо в Индию поехать, подумала я… И поехала.

Мы прибыли с маленькой группой, руководителя группы мы с мужем уже знаем некоторое время, она и ее муж для нас как родители. Добрые, но строгие и справедливые. В планах было заниматься йогой, пройти курс панчакармы (особые процедуры по очищению тела) и посетить некоторые святые места штатов Керал и Тамил Наду.

В Керале очень приятный климат. Ноябрь, температура + 28, ночью дожди, днем иногда облачно, это спасает от жары. Если погода ясная, то воздух тут же высыхает и накаляется, но переносить эту жару несложно, особенно если правильно выбрать одежду.

Одна моя знакомая сказала: «Бери с собой в Индию минимум вещей. Там ты на заказ сошьешь себе сандалии, из которых не вылезешь до самого отъезда, и купишь за копейки кучу широких штанов и хламид до колена. Это самая приемлемая одежда. Во время прохождения панчакармы тело все время будет или в желтом порошке или в красном масле, одежда будет безнадежно испорчена, и ты ее выкинешь без всякой жалости. И обязательно вернешься еще не раз и купишь другие штаны и балахоны… Да и для посещения святых мест тебе понадобится одежда, закрывающая руки, шею и щиколотки. Также не бери средства по уходу за лицом и телом. Здесь полно отличной дешевой органической косметики».

Я не послушала знакомую и взяла-таки свой обычный летний европейский гардероб. И он сейчас благополучно лежит в чемодане. Потому что я хожу в мешковатых штанах и балахонах и в сшитых на заказ сандаликах. И мажусь местными кремами, и моюсь местными гелями и шампунями. Они действительно стоят дешево и отличного качества. А кое-что пришлось уже выкинуть, в частности, белые маечки, безнадежно испорченные харидрой (куркумой)…

О еде

Еда здесь очень и очень разнообразная и вкусная. Для вегетарианцев это рай! Миллионы паниров, кофт, рис, приготовленный на разные лады, фантастические фрукты и сладости. Масала чай, куда же без него? И имбирный чай. И вообще, всякий разный чай. И кокосы! Сначала выпиваешь кокосовый сок, потом этот кокос разрубают при тебе, из осколочка скорлупы кокоса делают ложку и ты выедаешь вкуснейшую душистую мякоть.

Одним-двумя кокосами можно позавтракать. Цена кокоса — меньше 1 евро. Обед в ресторане из 4-5 блюд — около 7 евро (цену в евро указываю для удобства, в Индии местная валюта — рупии).

Ананасы, манго, гуаяву можно поесть на пляже. Улыбчивые индуски все почистят и принесут на тарелочке. Для любителей рыбы и морепродуктов это тоже рай. Тигровые креветки, огромное разнообразие свежевыловленной рыбы, даже марлина несколько раз видела на прилавках… Насчет качества алкоголя проинформировать не смогу — не употребляю… Но, глядя на краснолицых шумных англичан и очень довольных, покачивающихся русских, думаю, с алкоголем тут тоже все хорошо!

Нина Русакова об Индии и Тривандруме 5

Святые места юга Индии

Каньякумари — город в индийском штате Тамил-Наду, расположенный в самой южной точке полуострова Индостан, на мысе Коморин. Этот маленький городок с населением около 20 тыс. человек известен тем, что здесь сливаются воды Индийского океана, Бенгальского залива и Аравийского моря. Каньякумари получил свое название от имени Каннья — богини девственницы, чей храм расположен здесь же. Сюда приходят ежедневно встречать Солнце тысячи паломников со всей Индии.

Мы совершали омовение на рассвете, шел дождь, небо было обложено тучами. И вдруг тучи расступились именно в том месте, где всходило солнце! Гул тысячи голосов приветствовал светило, я обернулась и увидела ярчайшую радугу, а чуть выше над ней — еще одну. Какой хороший знак! Я с детства знала, что радуга приносит удачу… После омовения мы могли войти в храм.

Храм Кумари Амман был построен в VIII веке и расположен в самой конечной точке мыса. Храм построен в стиле тамильской архитектуры. Согласно легенде, дева Каньякумари ждала своего супруга Шиву. Имя её можно перевести как «целомудренная девушка». Подобно христианским девственницам, она поклялась, что мужем её будет только Бог. И сильнейший среди богов явился к ней, тронутый её аскетическими подвигами. Злые силы испугались этого союза, и один асур в образе павлина (которые в Индии успешно заменяют петухов) пропел ни свет ни заря. Смущенный Шива решил, что опоздал на свадьбу, которая в Индии должна праздноваться астрологически в строго определенный час. Но все кончилось хорошо, этот брак состоялся, а символом богини Каньякумари, изображаемой в пестрой одежде и свадебном венке, стал павлин.

Нина Русакова об Индии и Тривандруме cover

Мемориал Свами Вивикананды стал одним из самых привлекательных мест, посещаемых туристами. Вечером 25 декабря 1892 года Свами Вивекананда, прибывший на Каньякумари как паломник, переплыл это расстояние и провел на бесплодном островке три дня в медитации. Здесь он решил посвятить себя служению родине и распространению послания веданты. В память о его посещении этих мест был построен мемориал. Памятник представляет собой уникальную структуру из красного и коричневого гранита. Он был возведен в 1970 году и представляет собой смесь различных архитектурных стилей Индии.

Судоходная корпорация Пумпухар наладила регулярные рейсы парома к этому памятнику из бухты Каньякумари. Мы переправились на остров рано утром, успели помедитировать в комнате для медитаций и купить диски с «Омом», который звучит в этой комнате. На другой остров к статуе мы не попали.

Рядом с мемориалом Свами Вивекананды, на другом острове, высится почти 40-метровая статуя тамильского поэта-святого Тхируваллувара. Эта статуя была открыта 1 января 2000 года. Ее высота совпадает в цифровом выражении с числом глав (133) и куплетов (1330), сочиненных святым поэтом и содержащихся в его великом литературном труде «Тхирукурал», который считается кодексом поведения и этики для человечества, на более чем 60 языках. Этот великий поэт родился за 30 лет до рождения Иисуса Христа.

Кроме имени Вивекананды, Каньякумари связан также с именем Махатмы Ганди, на берегу стоит посвященный ему мемориальный храм, он также бывал здесь во время своих путешествий по Индии.

В Каньякумари находится гора Ханумана — Марта Малай, гора лечебных трав. По преданию, Марта Малай — осколок гималайской горы, которую нес Хануман для Рамы (сюжет Рамаяны). Это место пребывания и медитаций пещерных отшельников. Все травы, произрастающие на этой горе, считаются целебными. Ученые подтверждают, что растительность именно на этой горе существенно отличается от соседних, а местные аюрведические лекари производят здесь сбор трав.

В 12 км от Каньякумари находится Сучиндрам, с великолепным храмом Тханумалаян, в котором поклоняются трём богам индуизма: Шиве, Вишну и Брахме. Считается, что в этом храме сам Индра исцелился от проклятия. Сучи означает на санскрите «чистый», таким образом, название города означает «Очищение Индры». Одно из чудес храма Сучиндрам – музыкальные колонны, ударяя по которым, слышишь разные по тону звуки. Главное божество храма Сучиндрам – лингам, сочетающий в себе Шиву, Вишну и Брахму в единой форме. Еще там есть пятиметровое божество Ханумана, которое местами покрывают сандаловой пастой.
Следующая остановка — Рамешварам.

Рамешварам

Рамешварам — один из самых-самых священных городов Индии, один из городов Чар Дхам, объединяющего четыре важнейших святыни Индии по четырем сторонам света — Пури на Востоке, Дварка на Западе, Бадринатх на Севере и Рамешварам на Юге. Говорят, что паломничество в Варанаси считается неполным без посещения Рамешварама.

Рамешварам называют Южным Варанаси. Но если в Каши приезжают умирать, то паломники прибывают в Рамешварам, чтобы продлить жизнь, очиститься от грехов, чтобы, окунувшись в священные водоемы острова, получить благословение, ясный разум, чистое сердце, крепкую волю, долголетие и здоровье, удачу и богатство.

Здесь, на острове Памбан, происходили события последней части эпической Рамаяны. Отсюда по волшебному мосту, построенному волшебным образом по благословению богов, на Ланку устремилась армия Рамы. Здесь прекрасная Сита, чтобы доказать свою невинность, взошла на костер, и страшное пламя не нанесло ей вреда. Здесь, исполнив пуджу, Шиве Рама избавился от греха брахмахатья, и здесь же был провозглашен правителем Ланки брат демона Раваны, Вибхисана. В Индии напрочь стерты границы между сказкой и реальностью. Даже больше, сказка может быть намного достоверней того, что считается несомненным фактом.

В индийской историографии популярна теория о том, что Рамаяна описывает события завоевания армией дравидов, которую из-за темного цвета кожи и небольшого роста арии назвали армией обезьян, под командованием арийского царя, Шри Ланки. Впрочем, совершенно неважно, на сколько эта история соответствует действительности.

Рамешварам — город паломников. Десятки тысяч паломников направляются сюда ежедневно, для того чтобы очиститься священной водой. 22 тиртхамов (священных бассейнов) Рамешварама.

Мы всей группой совершили омовение в 22 колодцах и смыли с себя карму. Не всю, конечно… Но много! Вода в колодцах разная по температуре и по вкусу. После омовения я была как оглушенная, шла, блаженно улыбаясь, и мало что соображала. Хорошо, что рядом был собранный и сконцентрированный муж.

Считается, что Рама выпустил 22 стрелы из своего лука, чтобы обеспечить остров пресной водой, и, там где они вонзились в землю, образовались священные водоемы. Каждый из тиртхамов обладает особой специальной волшебной силой, и паломничество в Рамешварам не считается полным без посещения всех тиртхамов.

Панчакарма

Панчакарма в переводе с санскрита означает: панча — пять, карма — действие. Это пять очищающих действий, которые дают мощный терапевтический эффект, выводя из организма токсины, очищая тело на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях.

Уникальность панчакармы заключается в том, что она не борется с симптомами болезни, а направлена на устранение тех факторов, которые служат причиной самой болезни. Подход холистический — лечим человека, а не орган или часть тела.
В результате проведения процедур:

  • Тело очищается от токсинов, прочищаются все каналы;
  • Восстанавливается иммунитет;
  • Освобождение от избытка дош (три жизненные силы в виде трех биологических  элементов — вата, питта, капха);
  • Происходит омоложение тела;
  • Останавливаются процессы старения организма;
  • Улучшается всасывание и усвоение питательных веществ и лекарственных средств;
  • Улучшается зрение;
  • Очищается ум;
  • Устраняются стрессы;
  • Нормализуется общее психическое и эмоциональное состояние человека;
  • Открываются тонкие каналы, способствующие развитию духовного мира.

Данная процедура уникальна и присутствует только в аюрведе

Список болезней, для лечения которых используется этот комплекс, весьма внушителен: бронхиальная астма и бронхит, диабет, анемия, гастриты и колиты, остеоартриты, ревматоидный артрит, подагра, неврологические и нервно-мышечные расстройства, болезни сердца, сосудистые расстройства, болезни печени, мочевого тракта, кожные болезни, гинекологические заболевания и ряд других острых и хронических заболеваний.

Также панчакарма показана спортсменам при подготовке к соревнованиям, для реабилитации после психоэмоционального напряжения и травм.

Существует две школы панчакармы — северная и южная (керальская). Обе школы не противоречат друг другу, однако южная керальская школа получила наибольшее распространение. В керальской панчакарме количество процедур может меняться, в зависимости от показаний. Они основываются на промасливании (снехана) и прогревании пациента (сведана).

Непосредственно самим процедурам панчакармы предшествуют подготовительные методы:

  • усиление пищеварения и обмена веществ (дипана и пачана);
  • специальная диета, облегчающая работу пищеварительного тракта (лагху ахара), и очищение желудочно-кишечного тракта (коштха шудхи).

В результате подготовительных процедур токсины перемещаются туда, откуда их легко затем будет вывести наружу.

Процедуры северной школы панчакармы

  • Ваман — стимулирование терапевтической рвоты;
  • Виречан — очищение кишечника;
  • Васти (Басти) — использование клизмы;
  • Насья — процедура для носа, горла, пазух и головы;
  • Ракта-Мокша — кровопускание.

Процедуры керальской панчакармы

  • Абхйанга — умащение тела, масляные втирания;
  • Широдхара — знаменитая процедура: проливание масла на голову;
  • Пинда сведа — прогревание и массаж с помощью мешочков с лекарственными составами;
  • Мукхабхйанга — массаж лица с использованием эфирных и лекарственных масел;
  • Катибасти — ванночка для спины и поясницы с использованием горячих лекарственных масел или отваров лекарственных трав;
  • Сарвангадхара («царская» процедура) — непрерывное проливание на тело лекарственного масла и одновременно глубокий массаж;
  • Удвартана — массаж тела с лекарственными порошками, решает такие проблемы, как целлюлит и избыточный вес;
  • Падабхйанга — массаж стоп с лекарственными маслами.

В качестве лекарственных масел используются растительные масла, обогащенные лекарственными травами. Изготавливаются данные масла по древним рецептам, которым около 5000 лет. Они могут содержать от 25 до 50 активных компонентов, чего нет ни в одном современном медицинском препарате.

Но это не значит, что вам обязательно будут делать все эти процедуры. Обычно в клинике доктор осматривает каждого пациента, беседует с ним и индивидуально назначает комплекс процедур. Например, кровопускание и рвоту исключают из процедур для европейцев, и насильно тоже никто вам никакие манипуляции проводить не будет. Все обсуждается с врачом, можно отказаться от назначения, если для вас оно кажется неприемлемым. Во время всех процедур на теле не должно быть никаких украшений и никакой одежды. Поэтому мужчинам процедуры проводят мужчины, а женщинам — женщины.

Надо быть готовым к тому, что после процедур состояния будут не очень приятные. Начинается глубокая очистка тела на всех уровнях, в том числе и психическом. На «физике» могут проявится следующие моменты: высыпания на коже, неприятный запах от тела, боль в суставах, понос или запор.

Панчакарму рекомендуется проходить один раз в год. Есть курс 21 день и 42 дня (полная панчакарма). Если нет такой возможности, то можно и меньше, но эффект будет соответствовать количеству дней.

Может начать резко меняться настроение, или захочется поспать после процедур, или появится огромный прилив энергии и нарушится сон… Вариантов миллион, нет двух похожих реакций на панчакарму. В любом случае, надо очень четко осознавать, нужна ли вам вообще панчакарма. Также необходимо строго соблюдать вегетарианскую диету и вообще отказаться от некоторых продуктов. Не употреблять алкоголь, не курить. Ведь мы чистим тело от токсинов, не надо добавлять ему новые. Вегетарианцы переносят процедуры легче.

Все необычные реакции надо озвучивать своему лечащему доктору. Это очень важно, в первую очередь, для психического спокойствия пациента. Ведь весь комплекс процедур и наши реакции на них — штука новая и часто шокирующая.

После утренних процедур 2-3 часа я могла поспать, в повседневной жизни со мной такое бывает крайне редко. А первая неделя, наоборот, прошла под знаком гиперактивности, мне было сложно уснуть, тело горело, все время хотелось что-то делать и куда-то бежать. Муж стоически переносил, хотя ему самому было тоже нелегко.

Индусы очень мирные и общительные

Индусы очень мирные и общительные. По крайней мере, в той зоне, где я провела целый месяц. Также они дико любопытные! На пляже могут подходить и просто разглядывать белых туристов. Сначала меня это сильно напрягало, особенно когда они доставали телефоны и начинали без спроса фотографировать мою растатуированную спину.

Я кричала на них и бросалась песком. Потом как-то все сгармонизировалось, индусы перестали подходить, видимо, потому, что я стала брать лежаки прямо около дежурного полицейского. Полицейский сидел под драным зонтиком на расхлябанном пластиковом стуле и непрерывно свистел в свисток. Свистел он индусам, чтобы они особо далеко не заплывали. Большинство представителей местного населения, несмотря на то, что выросли у моря и промышляют рыбалкой, плавать так и не научились.

В Индии сосуществуют в мире множества религий. Мы проезжали вечером по мусульманскому району Тривандрума. Я спросила у таксиста, как они взаимодействуют с мусульманами. Таксист удивился вопросу, ответив, что нормально.

Индусам без разницы, кому ты молишься. Главное, не обижай ближнего, плати налоги, торгуй честно. Недалеко от мечети — христианский храм. Чуть дальше — несколько маленьких, шиваитских. Везде поют свои мантры (молитвы), проводят богослужение (пудру). Бородатые продавцы мусульмане пьют чай масалу, индусы — мясоеды, покупают хасляльное мясо. Полная гармония.

На данном этапе моей жизни я придерживаюсь индуистской духовной традиции, соответственно, хожу в индуистские храмы. Там очень демократичный подход к верующим. В принципе, женщина должна прикрыть щиколотки, декольте и руки. И платочек надеть. Но, если она этого не сделала — ничего страшного. Никто не зашипит за вашей спиной, не станет обвинять во всех смертных грехах и обзывать нехорошими словами, если вы вдруг зашли в храм по дороге с пляжа и на вас — только парео и купальник.

Если вам не знакомы правила поведения в храме, обязательно найдется кто-то доброжелательный и улыбчивый, объяснит знаками, что надо делать, как сложить руки, как принять прасад. Иногда это будет сам брамин. Многие брамины не говорят по-английски, но всем сердцем стараются понять ваши вопросы и помочь.

В Индии я обратила внимание на свое состояние

В Индии я обратила внимание на свое состояние. Это состояние мира в душе. Если в Европе я должна тренироваться, чтобы его достичь, и прилагать усилия, чтобы его сохранить, то здесь это состояние приходит само.

Когда идешь по улице в маленьком поселке, любой, с кем ты встречаешься взглядом, приветливо улыбается и здоровается. Продавцы уже подучили русский и кричат: «Заходи, посмотри, красивая, хороший цена». Продавец ламп на пляже: «Лампа, лампа, лампа!» — и почти без акцента!

Идем с мужем вечером по первой линии, зазывалы из рыбного ресторанчика — нам: «Заходи, ужин, вкусная рыба». Мы им в ответ, типа, вегетарианцы, мы не ужинаем… Они — нам: «Это вегетарианская, аюрведическая рыба» — рассмешили до слёз.

В магазинчиках принято торговаться. Но когда ты понимаешь, что яростно выторговываешь суммы, меньшие 50 центов, становится немного стыдно.

От друзей слышала выражение: «Индия — это другая планета». И это так!

Я много путешествовала, имела возможность задерживаться подолгу в разных экзотических местах и смотреть на жизнь аборигенов изнутри. Я питалась там же, где местные жители, покупала традиционную одежду, ходила туда, где местные танцуют, знакомятся… Индия отличается от мест, где я побывала раньше, тем, что здесь я испытываю ощущение полной и тотальной безопасности и спокойствия. Оно разлито в воздухе, оно проникает в меня через улыбки местных продавцов фруктов, исходит от океанского прибоя.

Возможно, это связано с тем, что я не соприкасаюсь с большими городами. Наверное, в Дели или Мумбае все по-другому. Даже относительно небольшой Тривандрум своим хаотичным трафиком и замусоренными улицами немного «выбивает» из моего любимого состояния…

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.